zharkov: (Default)
[personal profile] zharkov


Что такое экстремизм? Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось залезть в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Определение экстремизма (экстремистской деятельности) там как будто создано для натягивания на все и вся и состоит из целых 13 элементов.

Разберем по пунктам. Красным я обозначил то, что считаю преступлением (и с чем, соответственно, надо бороться), зеленым — то, что не считаю (не значит, что одобряю). Желтым выделены неоднозначности.

Экстремистская деятельность (экстремизм):

1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Считаю преступлением, но только кроме тех случаев, когда реализуется право народа на восстание. Это право я признаю, согласен с мнением автора этой статьи:

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая Декларация Прав Человека, где в преамбуле указано: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения». Как представляется из процитированного фрагмента следует, что ООН признает правомерность восстания, но лишь при вполне определенных условиях, которые можно назвать условиями правомерности восстания. К таковым относятся следующие обстоятельства:
1) наличие в государстве, где произошло восстание, тирании и угнетения;
2) наличие у повстанцев специальной цели в виде устранения тирании и угнетения;
3) отсутствие в правовой системе государства эффективных и доступных для народа правовых средств для устранения тирании и угнетения.
Александр Эрделевский, «Право на восстание», 2005.


2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Оказывается, публичное оправдание терроризма — это тоже терроризм. Слова приравняли к массовому убийству людей. Категорически не согласен и считаю, что уголовное преследование людей за слова недопустимо.

Кстати, определение рекурсивное, и предыдущее мое предложение (публичное оправдание публичного оправдания) на его основании можно тоже вполне причислить к терроризму. Вынужден явно уточнить, что терроризм (насильственный, не словесный) я не оправдываю ни в коей мере.

3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Возбуждение — это результат, а какая деятельность «возбуждает», не сказано. Рознь — вообще какое-то мутное слово. Преступлением считаю опять же насильственные действия, возбуждающие эту самую «рознь», но никак не слова.

4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Ежедневно в Интернете читаю такие вещи, да. Ничего преступного не вижу.

5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в "пункте "е" части первой статьи 63" Уголовного кодекса Российской Федерации (по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);


Преступления — они и есть преступления.

9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Здесь просто процитирую Тёму Лебедева.

Я за снятие всех запретов на использование свастики. Если читателю захочется сделать вывод о том, что я таким образом поддерживаю нацистов, читатель приглашается прямиком нах..й. Я за свободу графического выражения. Я на х..ю вертел как идеи национал-социализма, так и идеи олигархо-инновационизма со всеми остановками по дороге.
Артемий Лебедев, «Про свастику», 2011.


10. Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Опять рекурсия. Но ни в призывах к чему угодно, ни в «экстремистских материалах» (информационных) ничего преступного не нахожу.

11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Есть статья 152 ГК «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Уголовного преследования за такие вещи быть не должно. Вон, Медведев уже и «клевету» из УК вытаскивает.

12. Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;


Снова рекурсия. Все зависит от «деяний».

Итак, определение экстремизма не дает мне никакой возможности сформировать мнение относительно этого понятия в целом. Просто потому, что понятие абсолютно неоднозначное, составлено из очень разных вещей, размытое, полное странностей и рекурсий.

Тем временем, по всей России работают центры «Э», люди в сером с видеокамерами посещают публичные мероприятия, людей во всю судят по 280-й и 282-й за слова и политическую деятельность. Борьба неизвестно с чем, а жертвы реальные.

Я выступаю за свободу выражения. Считаю, что говорить, писать, рисовать должно быть разрешено все, что угодно. Запреты в этой области только порождают преследование инакомыслящих. Не говоря уж о том, что это просто элементы тоталитаризма.

Судить надо за насилие. И я ничего не имею против понятия «преступления на почве ненависти» (hate crime). Т. е. мотивы ненависти к расе, полу, религии, национальности и прочему могут быть отягчающим обстоятельством при назначении наказания за насильственные преступления. Это все есть в 63 статье УК РФ.

Критикуя, предлагаю:

1. Отменить федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».
2. Отменить статьи 280 (призывы к экстремизму), 282 (возбуждение ненависти), 329 (надругательство над флагом и гербом), 354 (призывы к войне) УК, статью 20.3 (нацистская символика) КоАП.
3. Выпустить всех отбывающих наказание только за «словесный экстремизм». Реабилитировать всех ранее осужденных за него.
4. Закрыть все центры «Э».
5. Люстрировать деятеля, подписавшего закон, указанный в п.1.

И да, я никого не призываю ни к какому экстремизму, остерегитесь.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

zharkov: (Default)
Станислав Жарков

Expand Cut Tags

No cut tags